Анализ методической работы
(воспитательной работы)
за 2015-16 учебный год
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.
И если педагогический коллектив лицея не будет уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов то, произойдет отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Методической темой по воспитательной работе на 2015-16 учебный год (решение августовского педагогического совета) стало: совершенствование воспитательной работы лицея через использование в воспитательном процессе новых форм взаимодействия с родительской общественностью. Данная тема уже второй года подряд является методической темой воспитательной работы педагогического коллектива МОУ Лицей №1.
Родительский комитет лицея поддержал идею организации фестиваля «Вместе весело шагать», согласовал Положение о фестивале педагогических идей «Вместе весело шагать». В каждом классном коллективе на родительских собраниях обсуждались формы, приемлемые для конкретного классного коллектива, организации совместных детско-родительских мероприятий и воспитательные задачи, которые поможет решить данное мероприятие.
Анализ ситуации 2013-14 учебного года, показал низкую вовлеченность родителей в воспитательный процесс, организуемый в лицее (до введения фестиваля «Вместе весело шагать»):
2013-14 учебный год (41 класс) |
классы |
Количество мероприятий |
Количество родителей, вовлеченных в организацию мероприятий |
1-11 классы
(41 класс) |
38 мероприятий |
346 |
В 2014-15 учебном году ситуация изменилась:
2014-15 учебный год (41 класс) |
|
Классы (количество) |
Приняли участие (классные коллективы) |
Кол-во проведенных мероприятий |
Кол-во родителей, вовлеченных в организацию мероприятия |
Презентация итогов на фестивале «Вместе весело шагать» |
% от общего количества классов на данной параллели |
1-4
(14 классов) |
86% |
32 |
511 |
4 класса |
29% |
5-8
(18 классов) |
89% |
36 |
212 |
9 классов |
50% |
9-11
(9 классов) |
22% |
6 |
42 |
1 класс |
11% |
Не все классные коллективы в качестве итога работы были готовы выйти на презентацию класса в рамках фестиваля «Вместе весело шагать» в 2014-15 учебном году. Причины этого и результат работы педагогического коллектива над методической темой обсуждался с классными руководителями на педагогическом совете лицея. Было принято решение продолжать работу в данном направлении в 2015-16 учебном году.
2015-16 учебный год (42 класса) |
|
Классы (количество) |
Приняли участие |
Кол-во проведенных мероприятий |
Кол-во родителей, вовлеченных в организацию мероприятия |
Презентация итогов на фестивале «Вместе весело шагать» |
% от общего количества классов на данной параллели |
1-4
(14 классов) |
100% |
Данные уточняются |
Данные уточняются |
12 классов |
86% |
5-8
(18 классов) |
100% |
Данные уточняются |
Данные уточняются |
15 классов |
79% |
9-11
(10 классов) |
30% |
Данные уточняются |
Данные уточняются |
3 класса |
30% |
Мероприятия, проведенные другими педагогическими работниками в рамках фестиваля «Вместе весело шагать» |
- |
1 |
|
1 |
- |
В 2015-16 учебном году большее количество классных коллективов организовали и провели мероприятия совместно с родительской общественностью класса. Это означает, что большее количество родителей учащихся лицея вникали в суть воспитательного пространства классного коллектива, в котором обучается их ребенок.
Вместе с уже знакомыми формами организации совместных детско-родительских мероприятий таких как: спортивные состязания, совместные выезды на природу (базу отдыха), совместные интеллектуальные, творческие конкурсы, в этом учебном году появились и новые формы организации совместной деятельности учащихся и родителей:
- мастер-классы, направленные на формирование позитивного образа отцовства, материнства, приобретение учащимися навыков обслуживающего труда, которые дали родители для учащихся 3 «Б» класса (классный руководитель М.В.Григорьева);
- профориентационная экскурсия 1 «Г» класса (классный руководитель Л.Н. Логунова) на предприятие, где трудятся родители учащихся;
- интеллектуальная игра «Брейн-ринг» 8 «А» (физико-математического) класса (классный руководитель Н.И.Игнатьева). Данное мероприятие соответствует направленности класса и способствует повышению учебной мотивации учащихся класса;
- мероприятие, направленное на формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся, «День матери» в 5 «Г» классе (классный руководитель Н.В.Башкирова);
- комплекс мероприятий «Мир, в котором мы живем», направленный на формирование экологической культуры учащихся 2 «А» класса (классный руководитель Г.П.Кузнецова);
- творческий конкурс «Мама, папа, я, музыкальная семья», организованный не классным руководителем, а учителем предметником (учитель музыки Т.А.Цымдянова), направленный на укрепление семейных ценностей, патриотическое воспитание учащихся.
Разработки данных мероприятий в приложении.
По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
· Преодолена автономность лицея в вопросе воспитания учащихся.
· Созданы условия, способствующие формированию у учащихся ценностного отношения к семье.
· За прошедший учебный год в лицее произошел рост числа мероприятий, организованных и проведенных совместно с родительской общественностью класса (1-4 классы на 57%, 5-8 классы на 29%, 9-11 классы на 19% по сравнению с прошлым годом). Это опосредованно повлияло на повышение педагогической культуры родителей.
· В классах, вовлеченных в реализацию фестиваля педагогических идей «Вместе весело шагать», в 2015-16 учебном году отсутствуют случаи постановки КДНиЗП учащихся в категорию «несовершеннолетний, находящийся в СОП» (2015-16 учебный год – 5 несовершеннолетних СОП).
· За 2015-16 учебный год произошло увеличение количества семей, поставленных КДНиЗП в категорию «семья, находящаяся в СОП» (4-е семьи) – это подтверждает необходимость продолжать начатую в лицее работу по формированию позитивного образа семьи, включению родителей в организацию и совместное осуществление воспитательного процесса. |